Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Описание системы работы

        Образованный, эрудированный, целеустремленный и воспитанный ученик сегодня - это залог успешного будущего нашей страны завтра. 

И первую скрипку здесь играет учитель. Осознавая всю ответственность за формирование достойного гражданина нашей великой Родины, я с гордостью несу эту ношу, и понимаю, что от правильности выбранных мною методов и приёмов работы, принятия тех или иных решений, от сказанных так или иначе слов, зависит то, как раскроется душа ребёнка, и какую частичку себя он будет готов подарить миру.

Одной  из главных составляющих  успешной профессиональной деятельности   педагога, несомненно,  является  создание системы работы по предмету. Чётко выстроенная система позволяет учителю добиться от своих учащихся более качественных и высоких результатов. Последовательно идя к поставленной цели, ученик становится всё более самостоятельным и организованным в учёбе, формируется его готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, его активная учебно-познавательная деятельность. Всё менее зависимым становится он от своего наставника.

Каждый учитель вправе сам определиться с выбором, подходящей именно ему, педагогической технологии. Решать педагогические задачи, а также планомерно воплощать на практике заранее спроектированный педагогический процесс – вот те нехитрые «киты», на которых строится всё образовательное взаимодействие.

         Будучи учителем английского языка, я отдаю себе отчёт в том, что необходимо развивать и воспитывать у школьников понимание важности иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Считаю использование в своей работе личностно-ориентированных технологий наилучшим способом для достижения этой цели.  Мне импонирует то, что в центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

        Основные принципы, на которые опираются личностно-ориентированные технологии, перекликаются с личностными результатами освоения школьной программы по ФГОС.   Для успешного формирования коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности,  учитель стремится:

  •  Обеспечить развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.
  • Предоставить каждому ученику возможность реализовать себя в учебной деятельности, поведении и т.д.
  •  Подбирать средства и методы так, чтобы ученик мог проявлять изобретательность к предметному материалу, его виду и форме.
  • Учитывать не только уровень достигнутых знаний, умений и навыков, но и сформированность интеллекта.

Если говорить о методологических основах организации личностно-ориентированного урока, стоит отметить, что он (личностно- ориентированный урок) в отличие от традиционного, в первую очередь, изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений.  Так основными видами деятельности  учителя на уроке  с личностно-ориентированной направленностью можно назвать:

  1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
  2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
  3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
  4. Использование проблемных творческих заданий.
  5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
  6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
  7. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
  8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
  9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Виды и формы учебной работы, которые необходимо применять на уроках, должны способствовать заинтересованности  у учащихся учебным материалом, развитию их творческих способностей, активизировать умственную деятельность школьников, развивать логику и критичность мышления, речевые умения и навыки, помогать проявить личное «Я».

К наиболее предпочтительным формам учебной работы, для формирования положительной мотивации,  на своих занятиях я бы отнесла, близкие мне по духу, нестандартные формы. Это абсолютно  неординарный подход к преподаванию, цель которого предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным. Многообразие видов нестандартных уроков позволяет мне, как учителю, добиваться желаемых результатов.

1. Уроки – игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. Это отличное подспорье для формирования лексических и грамматических навыков, так как своей ненавязчивостью, дарят ученику чувство успеха, а также позволяют всем учащимся активно работать на уроке, независимо от уровня и индивидуальных особенностей каждого. 

2.  Уроки – состязания, викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме.  Игры - соревнования могут быть придуманы учителем или являться аналогом популярных телевизионных соревнований.

3. Уроки с использованием ИКТ, без которых сложно представить современный урок.   На них можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.

4. Песня на уроке английского языка. Использование песенного материала стимулирует мотивацию и поэтому, способствует лучшему усвоению языкового материла, благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминаемого материала.

5. Учебное кино на уроках английского языка. Развивает навыки и умения восприятия и понимания иноязычной речи на слух, которое требует от учителя и учащихся значительных усилий и временных затрат.  Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности, в этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным.  Для того, чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала. Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

6. Урок – экскурсия в наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой, становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

7. Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации.  Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду  с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

8. Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях,  существующих в англоязычных странах,  и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющие участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

        Таким образом, можно совершенно точно утверждать, что система работы  с использованием личностно-ориентированных технологий и применением нестандартных форм урока, дает хорошие результаты успеваемости, повышает качество знаний, позволяет успешно участвовать в предметных олимпиадах, и, самое главное, активизирует познавательную деятельность, учит применять знания, полученные на уроках, в нестандартных ситуациях, формирует творческое мышление. 

         Чтобы не быть голословной, привожу данные о результативности моей работы за последние 3 года.

Результаты участия учащихся в конференциях

 по английскому языку

«Первые шаги в науку», «Я - исследователь»,

в олимпиадах различного уровня

    Исследовательское направление - это один из, любимых мной, видов деятельности.  Стараюсь  уделять ему повышенное  внимание, так как именно исследовательская деятельность должна стать основой современной подготовки школьников - будущих специалистов в различных сферах жизни общества, которому нужны  личности, способные к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, к активному участию в инновационных процессах, готовом компетентно решать исследовательские задачи. Ежегодно мои учащиеся становятся на нелёгкий, но интересный путь исследователя в области филологии, лингвистики и страноведения. Наиболее старательным и нестандартно - мыслящим из них, удаётся преодолеть школьный этап и выйти на более высокий уровень.

Год

Участники

Уровень

Результат участия

2011-2012

Рыжков Павел

«Единство фольклорных сюжетов народов России и Великобритании на примере русской сказки «Колобок» и английских «Johnny cake» и «The gingerbread man».

 

 

 

 

всероссийский

2 место

 

2012-2013

Рыжков Павел,

Сурков Даниил

«Достоинства и недостатки современных англо-русских и русско-английских словарей с точки зрения современного школьника»

городской

Номинация

«Глубина исследования»

 

2013-2014

Лазаренко Елена, Гришина Анна

«Туманный английский юмор в деталях».

районный

1 место

 

Кроме того, ребята постоянно принимают участие во всевозможных олимпиадах, проводимых совместно с партнерами: издательством «Pearson Longman», «Macmillan», «Cambridge», в городских олимпиадах «Самый умный», «Лингвистёнок». В этом году трое учащихся проверили свои знания на областной олимпиаде, организованной международным клубом «Полиглот». Традиционным стало и участие в международном игровом конкурсе «Британский бульдог».

Результаты участия учащихся во

внеурочной деятельности по английскому языку

         Не вызывает и тени сомнения тот факт, что вовлечение детей во внеурочную деятельность, дополнительно стимулирует их желание к изучению языка. Кроме того, занятия вне школьной программы способствуют сближению учителя и ученика на эмоциональном уровне, и также вызывают массу положительных эмоций. Уже традиционным стал в нашей школе музыкальный конкурс исполнителей песен на английском языке. Несмотря на то что, на сегодняшний момент, все учителя нашей кафедры, а не только я, принимают активное участие в его подготовке, считаю себя причастной  к его зарождению, так как именно мои ученицы были инициатором и организатором его проведения в первый раз. Отрадно наблюдать за тем, с каким нетерпением учащиеся готовятся к нему, выбирают подходящую под свой стиль музыкальную композицию, продумывают свой имидж, постановку, подтанцовку и, что самое важное, тренируют произносительные навыки, потому что красивое и правильное произношение - одно из  условий победы.

         Кроме того, учащиеся всегда с восторгом откликаются на предложения об участии в районном конкурсе «Let`s have fun», рамки которого не ограничены и дают большой простор развитию творческого потенциала.  

Год

Участники

Уровень

Результат участия

2012-2013

Творческий коллектив,

номинация

«Театральная постановка»,

районный

призёр

2013-2014

-Загулина Вероника,

номинация «Газета»,

- Смирнова Анастасия,

Бородачев Кирилл

номинация «Вокал»

районный

победитель

 

победитель

 

победитель

 

Уверена, что поиски  форм эффективного взаимодействия с учащимися во внеклассной деятельности вскоре увенчаются новыми, интересными находками, с которыми всегда приятно делиться. Вовлекая ребят в различные конкурсы, мероприятия, олимпиады, я всегда говорю им, что не стоит стоять на месте, нужно постоянно совершенствоваться, и не бояться ошибаться и терпеть неудачи. Каждый взлёт – это новый шаг к лестнице успеха, каждое падение - это возможность исправить свои ошибки, стать в чём-то лучше  потом.

Само собою, разумеется, я  доказываю личным примером, что учитель также  должен   идти только вперед. Кроме курсов повышения квалификации, я всегда стараюсь принимать участие в  работе нашего методического объединения учителей английского языка, не только в качестве слушателя, но и докладчика. Темы для выступления подбираются с учётом актуальности педагогических инноваций нынешнего времени.

  • 2011-2012 год  «Организация научно-исследовательской деятельности      учащихся как фактор повышения качества знаний»
  • 2012-2013 год «Специфика формирования навыков аудирования как коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья в режиме дистанционного обучения».
  • 2013-2014 год  «Воспитательный аспект уроков английского языка в рамках реализации ФГОС». Выступление на секции «Воспитательный потенциал современного урока», II Самарские педагогические чтения.

В заключение, мне хотелось бы добавить, что учителю просто необходимо время от времени вылезать из своей, образно выражаясь, «раковины»  рутинного учебного процесса. Только постоянное самосовершенствование и работа над собой, позволят расти в профессиональном плане, откроют второе дыхание и дадут возможность испытать чувство удовлетворения собой и своими достижениями.