Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

1. ДОКЛАД     "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся

как фактор повышения качества знаний"

ВВЕДЕНИЕ

        Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонне развитой личности. Творчество немыслимо без познавательной активности.

В последнее время педагоги стали уделять огромное внимание развитию исследовательской деятельности учащихся в школе. Трудом сотен энтузиастов в нашей стране начинает создаваться система исследовательской деятельности школьников, объединившая разнообразные формы ее организации, от олимпиад и конкурсов до научных обществ и конференций.

Развитие исследовательской деятельности учащихся как одного из факторов повышения качества знаний есть объективное требование современного этапа развития школьной подготовки. Исследовательская деятельность должна стать основой современной подготовки школьников- будущих специалистов в различных сферах жизни общества, т.к. оно (современное общество) нуждается в личностях, способных к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, к активному участию в инновационных процессах, готовом компетентно решать исследовательские задачи.

         Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов.

Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

В процессе достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:

  • выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности;
  • развить интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т. п.);
  • развить умения самостоятельно, творчески мыслить;
  • помочь в выборе профессии.

        Применительно к школьникам, следует исследовательскую деятельность определять по-иному. Разделяют исследовательскую деятельность как учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую. Учебно–исследовательская деятельность подразумевает ознакомление учащихся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат. Учебное исследование предполагает такую познавательную деятельность, в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников, применяют более совершенные, по сравнению с программными, методы познавательной деятельности. При таких условиях исследовательская деятельность школьников приближается к научной, однако сохраняет отличительные признаки: тематика определена требованиями школьной программы и предполагает получение субъективной научной новизны – достоверного результата, обладающего новизной только для данного исследователя

Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя — научиться быть консультантом. Трудно удержаться от подсказок. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Не секрет, что применение исследовательского метода требует больших временных затрат, как со стороны учащихся, так и, по большей своей части, со стороны учителя-предметника.

                 Выбирая тему реферата или исследовательской работы, учащиеся руководствуются своими желаниями и интересами.

Как правило, изысканием по одной теме школьник занимается в течение нескольких месяцев. Следует учитывать возрастные особенности учащихся при вовлечении их в исследовательскую деятельность. Так в работе с учащимися начальной школы основными  приоритетами являются:

-сохранение исследовательского поведения учащегося;

- развитие познавательного интереса;

- становление мотивации в стремлении узнать что-то новое.

Приоритеты основной школы:

-развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели;

Старшая школа ставит своей целью: развитие исследовательской компетенции и предпрофессиональных навыков.

         Не претендуя на оригинальность, хотелось бы поделиться своим опытом организации научно-исследовательской деятельности учащихся 3,5, 9, 10-х классов. Для этого позвольте остановиться на основных этапах выполнения научно-исследовательской работы учащимися.

Этап 1. Мотивация научно-исследовательской работы

Приобщение к научно-исследовательской работе начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные выгоды. Обычно учащиеся впервые сталкиваются с первыми ростками научных исследований, и абстрактные обещания здесь неуместны. Очень важно наряду с моральными увидеть и понятные материальные стимулы –

Этап 2. Выбор направлений исследований

Это наиболее сложный этап. Здесь всё определяется специализацией, кругозором и компетенцией научной работы. По счастью,  предмет «иностранный язык» - это огромное поле в выборе исследовательских тем. Достаточно определиться в выборе предметного исследования: лингвистика, страноведение, культурология и т.д.   Основные требования – новизна (желательно на мировом уровне), практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы.

Этап 3. Постановка задачи

Если первый этап - «работа» HP, а на втором участие потенциальных исполнителей ограничивается простым обсуждением, то на третьем необходима самая непосредственная работа с будущими авторами. Особенно важно, чтобы дети самостоятельно ознакомились и составили обзор литературных данных и сформировали подробную и цельную картину состояния предмета и будущих исследований. Список литературы не может превышать 5-7 источников и должен быть предоставлен HP

Этап 4. Фиксация и предварительная обработка данных

На этой стадии проводятся непосредственные наблюдения (если они возможны), их результаты фиксируются. Иногда привлекаются опубликованные в литературе данные. В отличие от классических схем исследования в НИИ здесь очень ограниченные материальные возможности и временные ресурсы. А следовательно, главная цель даже не научить, а лишь ознакомить учащихся с методикой проведения исследовательских работ. Предварительная обработка экспериментальных данных, проводятся с целью выдвижения гипотез. В отличие от традиционных методик НИИ - главное здесь не результат, а пройденный детьми путь. Позиция HP на этом этапе – активно-наблюдательная. Очень важно не вмешиваться в творческий процесс, пока это возможно, а лишь предлагать схемы для сортировки данных и задавать вопросы: «Почему?.. Что из этого следует?.. Что будет, если?..»

Этап 5. Оформление результатов работы

Результаты работы оформляются в виде сообщения (доклада). Подробно останавливаться не имеет смысла, так как требования по оформлению стандартны и лишь незначительно меняются от конференции к конференции. Учащийся самостоятельно готовит тезисы и развёрнутый доклад, а задача научного руководителя – отредактировать «детский текст».

Этап 6. Представление исследовательской работы

Некоторые HP считают, что достаточно выучить подготовленный текст доклада, и успех на конференции обеспечен. Но это не так. Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не попадают в пятёрку лучших из-за того, что не представляются должным образом. Основную причину  в том, что дети оказались психологически не готовы к борьбе и победе. Поэтому очень полезно предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции. Этот этап не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, программирование авторов работы на успех – они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.

В своей работе с детьми я руководствовалась изложенными выше принципами, и уже имеются результаты моей 2-летней практики на поле исследовательской деятельности учащихся. Так  в 2008-2009 учебном  году на школьной конференции были заявлены 3 моих ученицы:

Школьный этап. Участники конференции:

 

Я-исследователь

Фамилия,имя участника

Тема

Класс

Учитель

Славинская

Виктория

Волшебный мир

Nursery Rhymes

5 «А»

Чугурова Ю.А

Научно-практическая конференция

Чудина Елена

 

8 «А»

Чугурова Ю.А

Ирисмамбетова Наталья

Частотность употребления фразовых глаголов в музыке современных англоязычных исполнителей

9 «Б»

Чугурова Ю.А

 

Результаты конференции:

Я - исследователь

     1. Славинская Виктория 5 «А»

          3 место.

 

Научно-практическая конференция

 

     Чудина Елена 8 «А»

     1 место. Номинация-

     Ирисмамбетова Наталья 9 «Б»

       2 место.

Городской этап. Результаты:

 

Научно-практическая конференция:

            

           Ирисмамбетова Наталья, участник ХХХVIII городской

научно-практической конференции учащихся.

 

Участие в конференции городского уровня помогло понять, в каком

направлении следует двигаться, учесть свои ошибки и продолжить активную работу в следующем году. Результаты работы 2009-2010 уч.года оказались

более продуктивными:

 

         На школьной научно-практической конференции выступить со своими работами изъявили участие 6 человек.

Школьный этап. Участники конференции:

 

Первые шаги в науку

Фамилия,имя участника

Тема

Класс

Учитель

Сурков Данил

Диснейленд-путешествие в мечту

3 «А»

Чугурова Ю.А

Я-исследователь

Брякоткин Андрей

« Ну, погоди! Том и Джерри» Американская идея или советская действительность?

5 «В»

Чугурова Ю.А

Научно-практическая конференция

Акимова Ольга

Популярность жанра фэнтези среди молодежи России и Великобритании на основе книг

«Гарри Поттер» Джоан Роулинг и «Сумерки» Стефани Майер.

10 «Б»

Чугурова Ю.А

Ирисмамбетова Наталья

Шекспиризмы и библеизмы-фундамент английского языка

10 «Б»

Чугурова Ю.А

Шарапова Лилия

Необычный мир Индии глазами русского человека

10 «Б»

Чугурова Ю.А

Чепурнова Виолетта

Заимствования в английском языке

10 «Б»

Чугурова Ю.А

 

Результаты конференции:

Первые шаги в науку

  1. Сурков Данил 3 «А»  Диснейленд-путешествие в мечту.

     1 место. Выступление в районной межшкольной конференции.

      учитель: Чугурова Ю.А.

 

Я - исследователь

     1. Брякоткин Андрей 5 «В»  Ну,погоди! Том и Джерри.

         Американская идея или советская действительность.

    1 место. Выступление в районной межшкольной конференции.

    учитель: Чугурова Ю.А.

 

Научно-практическая конференция

 

  1. Ирисмамбетова Наталья 10 «Б» Шекспиризмы и библеизмы

                                                       фундамент английского языка.

    1 место. Номинация- Исследовательское мастерство.

      учитель: Чугурова Ю.А.

 

          

  1. Акимова Ольга 10 «В» Популярность жанра фэнтези среди молодежи России и Великобритании…

3 место. Номинация- Глубина исследования.

       учитель: Чугурова Ю.А.

 

Районный этап. Результаты:

 

Первые шаги в науку:

 

       Сурков Данил 3 «А»  Диснейленд-путешествие в мечту.

        Приз зрительских симпатий.

   учитель: Чугурова Ю.А.

 

Я - исследователь

                Брякоткин Андрей 5 «В»  Ну,погоди! Том и Джерри.

         Американская идея или советская действительность.

    Приз зрительских симпатий.

    учитель: Чугурова Ю.А.

Городской этап. Результаты:

 

Научно-практическая конференция:

 

 Акимова Ольга 10 «В» Популярность жанра фэнтези среди молодежи России и Великобритании…

       Диплом за 3 место на XXXIXнаучно-практической конференции   

       учащихся.

  учитель: Чугурова Ю.А.

 Педагогу необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что когда позволяется ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность и несомненно повышается качество знаний.  Поэтому, заканчивая свое выступление хотелось бы сказать, что организация учебно-исследовательской деятельности, дело нужное, творческое и интересное. Независимо от результатов участия, нужно пробовать открывать вместе со своими ребятами что-то новое, быть своеобразными кладоискателями.  Ведь главное сокровище в поиске этого бесценного клада знаний - детская душа, открывающая свой собственный мир и пытающаяся представить его взрослым своими глазами.

2. "Круглый стол". Выступление.

 «Специфика формирования навыков аудирования как коммуникативных универсальных учебных действий

у детей с ограниченными возможностями здоровья

в режиме дистанционного обучения на начальной ступени обучения».

                Тема, которую мне бы хотелось представить вашему вниманию в рамках работы нашего круглого стола,  называется «Специфика формирования навыков аудирования как коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья в режиме дистанционного обучения».

Актуальность выбранной проблемы обусловлена  тем, что начиная  с 2009 года развитие дистанционного образования детей-инвалидов стало новым направлением приоритетного национального проекта «Образование», в реализации которого принимает участие  Самарская область.

            Создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешная социализация детей с ОВЗ -  вот  конечный результат внедрения данного направления в жизнь.

Современный выпускник школы должен быть готов к полноценной творческой деятельности в современном информационном обществе, а это значит, что ему необходимо быть готовым к межличностному, межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне. И субъекты образовательного процесса,  и государство в целом заинтересованы в практическом овладении иностранным языком. 
              Практическая цель является основной и нередко определяется, как коммуникативная, и интерпретируется не иначе, как формирование и развитие у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции.

Согласно И.Л. Бим, «под коммуникативной компетенцией, понимается способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом/программой пределах», что предусматривает сформированность языкового, речевого (речедеятельностного), социокультурного, компенсаторного и учебного компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.

Поскольку формирование коммуникативной компетенции невозможно без восприятия и понимания иноязычной речи, проблема обучения аудированию является особенно актуальной.

            В 2011-12 учебном году мне посчастливилось стать слушательницей сложного, изнуряющего, но, несомненно очень полезного курса по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Результатом их посещения стало создание пробного курса в оболочке Moodle и работа по изучению формирования навыков аудирования в режиме ДО.

Так что же представляет собой  дистанционное обучение? Это обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и обучающегося. ДО представляет собой целенаправленный интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному расположению. В отличие от традиционного обучения, в котором образовательную деятельность осуществляет преподаватель, в системе дистанционного обучения, образовательную деятельность ведет преимущественно специально созданная структура (совокупность системных администраторов, программистов, дизайнеров, администраторов отдельных систем, тьюторов и т.д.), предоставляющая обучаемому разнообразные образовательные ресурсы и управляющая его самостоятельной работой при помощи обучающих средств, в том числе компьютерных обучающих программ, но с сохранением ведущей роли преподавателя.

Основными характеристиками дистанционного обучения являются:
1. Гибкость: обучаемые по системе дистанционного образования (СДО) в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе.

2. Модульность: в основу программ дистанционного образования положен модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области.

3. Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др.

Данный вид обучения, как мне кажется, нельзя, подходит при обучении навыкам аудирования, которое само по себе  отнюдь не является легким видом речевой деятельности, вызывая наибольшие трудности в усвоении иностранного языка.

Данные трудности, как правило, делят  на фонетические, грамматические и лексические:

ü  Под фонетическими трудностями предполагается отсутствие четкой границы между звуками в слове и между словами в потоке речи.

ü  Ряд грамматических трудностей связан, прежде всего, с наличием аналитических форм, не свойственных русскому языку.

ü  Главная лексическая трудность - наличие многих незнакомых слов, как основная причина непонимания текста.

Программа Скайп помогает, если не решить, то существенно облегчить восприятие иноязычной речи на слух. Каким образом это происходит?

Используя чат и голосовую связь в учебных целях на уроках английского языка, можно:

- улучшить работу артикуляционного аппарата;

- тренировать восприятие различных акцентов на слух;

-  выступить перед учеником по учебной проблеме с заранее подготовленным сообщением;

- заслушать ученика по учебной проблеме с заранее подготовленным сообщением;

- провести орфографический диктант, который можно проверить по окончании общения при помощи функции архивации текста чата.
- организовать общение учащихся в режиме работы Конференции на заданную тему, например, совместную подготовку к диалогу.

- с помощью программы для записи разговора в Skype,  MP3 Skype Recorder можно анализировать речевые и грамматические ошибки, допущенные во время разговора.

Важно, чтобы  учащийся сам смог сравнить свое произношение с оригиналом и стремился бы к его совершенствованию.

-также,  с помощью коммуникационной программы Skype педагог может снимать психологические трудности учащихся, обусловленные непривычными условиями обучения.
Таким образом, основная цель, которая может быть достигнута  при применении Skype в обучении/изучении практической фонетике английского языка:
 - Формирование у учащихся устойчивой мотивации иноязычной деятельности. Ну а если к этому присовокупить возможности Интернета и наличие в нём огромного количества pen-friend сообществ, мы можем компенсировать факт отсутствия языковой среды в реальной жизни за счет виртуального общения с носителями языка.
         В заключении хотелось бы отметить, что вопрос обучения навыкам аудирования  при дистанционном  обучения детей с ОВЗ  актуален, но ещё недостаточно изучен. Крайне ограничен набор адаптированных тематических материалов и методик. 
 Основная задача  работы разработка  дидактического обеспечения курса, адаптированного для детей с ОВЗ, по формированию навыков аудирования английской речи в режиме ДО.  

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что являясь сложным рецептивным видом речевой деятельности, основанным на восприятии и понимании речи на слух, аудирование выступает неотъемлемой составляющей в формировании коммуникативной компетенции учащихся.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

И воспитание, и образование неразделимы.

Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. 

Лев Николаевич Толстой

 

        Начиная разговор о вкладе учебного предмета «иностранный язык» в достижение целей основного общего образования, следует отметить, что наряду с таким главенствующим, важным аспектом, как развитие иноязычной коммуникативной компетенции, уделяется внимание и на развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка. [1]

 А всегда ли мы понимаем, насколько важно и велико учитывать воспитательный аспект при обучении иностранному языку? 
        В условиях нынешней нестабильной политической ситуации и неоднозначного отношения к нам со стороны Запада, задачи, прописанные в стандартах второго поколения для реализации воспитательной цели, заставляют нас по- новому   взглянуть на  те или иные вещи.  Формирование у учащихся общекультурной и этнической идентичности личности, воспитание качеств  гражданина, патриота, развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми различных сообществ, развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка - уже не просто длинный перечень  красиво связанных между собой предложений, это осознание необходимости внесения личного вклада в развитие личности обучаемого. [2]

         Необходимо развивать и воспитывать у школьников понимание важности иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации. [3]

         Своими мыслями по поводу того, как можно формировать патриотические и духовно-нравственные качества учащихся на средней и старшей ступенях общего образования, мне бы и хотелось поделиться. Данный вопрос будет рассмотрен на примере некоторых приёмов, используемых во внеурочной деятельности, а также на примере УМК       О.В. Афанасьевой, Дж. Дули, «Spotlight», по которому я работаю.

Трудно сказать, что не является предметом обсуждения на уроках иностранного языка, затронуты, практически, все стороны жизни. В частности, учебная дисциплина «иностранный язык» располагает большими возможностями для воспитания патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, воспитания чувства долга перед Родиной.

[4 ] Прошедшие совсем недавно, зимние олимпийские игры в Сочи, оставили неизгладимый след в душе каждого россиянина. Олимпийская тема вдохновила учащихся 5 класса на   исследование, целью которого было доказать, что олимпийские игры являются лучшим способом повышения интереса к стране и средством преодоления языкового барьера. После сбора и анализа полученной информации, ребята нашли ответы на интересующие их вопросы, которые, в конечном итоге, вылились в публичное  выступление для учащихся младшего звена.

На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как этот предмет,  кроме области конкретных лингвистических и экстра-лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения человека в той или иной жизненной ситуации. [5] Так,  например, работа с текстом «Against all odds» в 11 классе, содержанием которого явилась реальная история двух друзей - альпинистов, попавших в настоящую переделку и по-разному проявившими себя в трудной ситуации, не смогла оставить ребят равнодушными, и в итоге закончилась просмотром  документального фильма «Touching the void» на иностранном языке с последующим его обсуждением.

Кроме того, иностранный язык открывает учащимся непосредственный доступ к огромному духовному богатству другого народа, повышает уровень их нравственного воспитания, формирует позитивное отношение, уважение к стране изучаемого языка, к образу жизни других людей. И поэтому иностранному языку отводится существенная роль в плане формирования личности, человека культуры. [6] В рамках внеклассной работы был подготовлен и проведен вечер «Forever in the hearts», посвященный легендарной группе «Битлз». Учащиеся, которые принимали непосредственное  участие в  подготовке данного мероприятия, ставили своей целью приобщение  сверстников к творчеству своих любимых исполнителей. Что может быть нагляднее и эффективнее  живого блеска в глазах, живой музыки и живого  участия?

Каждый урок иностранного языка – это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру: за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире. У  иностранного языка как учебного предмета есть одна особенность: на наших уроках мы обучаем общению, которое по самой своей сути – личностно. Ученик не просто рассказывает о чем-то, он высказывает свое мнение, свое отношение к предмету общения. Именно эта личностная заостренность и является тем каналом, через который в сознание ребенка проникает воспитательное воздействие, результат которого, создание плодотворной почвы для высокого интеллектуального и социокультурного уровня развития учащихся. [7]

             Список использованной литературы:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5- 9 классы: проект.-4-е изд., испр. - М.:  Просвещение, 2011. – 144 с.

 

  1. Евдокимова М.И. Воспитательный потенциал урока иностранного    языка/М.И. Евдокимова//Иностранные языки в школе.-2007.-№ 4.-

            С.7-9.

 

  1.  Апальков В.Г. "Английский язык. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Английский в фокусе. - М.:  Просвещение, 2012.- 148 с.

 

  1. Пассов Е.И. Учитель иностранного языка: мастерство и личность/Е.И.Пассов, В.П.Кузовлев, В.Б.Царьков.-М.: Просвещение,1993.-159с.