Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Презентация к конкурсному заданию "Методический семинар"

ВАЖНО!!! Для того, чтобы увидеть презентацию в полноэкранном режиме, нажмите на название презентации, выделенное синим цветом. Вы автоматически перейдёте на сайт "My Shared. ru", где и получите возможность более детального просмотра.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность педагогического опыта

        Создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешная социализация детей с ОВЗ - одно из ключевых направлений внедрения в жизнь национального проекта «Образование», в реализации которого принимает участие Самарская область. «Всем детям - равные возможности», как в момент получения образования, так и в момент прохождения итоговой аттестации. Результаты ЕГЭ 2014 г. по английскому языку показывают, что рецептивные умения выпускников (в т.ч. аудирование) развиты лучше, чем продуктивные. То есть выпускники, получающие знания в классе, спокойно справляются с поставленной задачей. А как быть ученику, получающему знания в режиме дистанционного обучения? Тем более что разговоры о грядущем обязательном ЕГЭ по английскому языку всё более набирают обороты? Как организовать сотрудничество учителя и ученика с ограниченными возможностями здоровья в режиме работы дистанционного обучения?

       Предметом  изучения нашего педагогического опыта  является процесс формирования навыков аудирования  английской речи у детей с ограниченными возможностями здоровья в режиме дистанционного обучения

Данная тема была сформулирована в результате сложившихся противоречий:

Противоречия и затруднения

Решение проблемы

1. Включение аудирования в формат ЕГЭ, в то же время, отсутствие пособий по обучению аудированию в режиме ДО для детей с ОВЗ.

Привлечь к освещению проблемы обучения аудированию в режиме ДО у детей с ОВЗ специалистов, сотрудников ЦРО, учителей.

2. Расширение системы дистанционного обучения детей с ОВЗ, но слабая осведомленность учителей о психологических и лингвистических сложностях аудирования, уровнях восприятия, этапах работы с аудиотекстами в режиме ДО.

Создать сообщество педагогов с целью обмена опытом при обучении аудированию в режиме ДО для детей с ОВЗ и формирования банка методических разработок для проведения занятий.

3. В режиме ДО использование ИКТ является обязательным, а пользовательский уровень детей, родителей и учителей не даёт в полной мере черпать все возможности дистанционного обучения для детей с ОВЗ.

Собрать пакет инструкций по использованию необходимого программного сопровождения и обеспечить ими родителей и детей.

         Анализ методической литературы, посвященной методике обучения аудированию, позволил выявить наиболее разработанные направления лингводидактического поиска:

1) Коммуникативный подход как стратегия обучения аудированию (Е.С. Антонова, Н.В. Елухина, Ю.Н. Балабардина и др.);

2) Взаимосвязанное обучение аудированию с другими видами РД (И.Н. Алексеева, М.В. Бабкина, А.П. Ремеева);

3) Факторы и условия успешного и неуспешного аудирования (И.Н. Алексеева, Л.И. Апатова, Н.И. Гез, Р.К. Миньяр Белоручев и др.);

4) Умения аудирования (Н.В. Балкевич, Л.Н. Вьюшкова, М.Н.Голушкова, Б.И. Лихобабен и др.);

5) Типология аудитивных упражнений (Т.В. Атапина, Ю.Н. Балабардина, Н.В. Балкевич, Н.И. Гез, Н.В.Елухина и др.)

       Таким образом, в лингводидактике в целом уже сложилась система упражнений, направленных на развитие и совершенствование аудитивных умений, но они не учитывают психологические особенности работы с детьми с ОВЗ в режиме дистанционного обучения. Эти дети очень ранимы, обидчивы, у них ослаблена нервная система. Необходимо осуществлять поиск новых технологий, обеспечивающих субъектную позицию учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, сегодня необходима разработка целостной методики обучения школьников аудированию в режиме дистанционного обучения.

Исходя из этого, была поставлена следующая цель и сопутствующие ей задачи:

Цель: Обеспечение дидактического сопровождения дистанционного курса обучения детей с ОВЗ для формирования навыков аудирования.

Задачи:

  1. Адаптировать имеющиеся методики обучения аудированию к реалиям дистанционного обучения;
  2.  Классифицировать упражнения из УМК «Spotlight-6», авторы В.Эванс, Дж. Дули., учитывая их групповые особенности;
  3. Разработать систему упражнений по формированию навыков аудирования у детей с ОВЗ и методические рекомендации для учителей, работающих в режиме ДО.

         Ведущей педагогической технологией в реализации данного опыта является

педагогическая технология дистанционного обучения, которое само по себе является новой формой обучения, основывающейся на телекоммуникативных технологиях, интернет-ресурсах и услугах.

        Деятельностный аспект данного опыта можно представить следующим образом:

Целевое назначение

  • ученик, обучающийся в режиме ДО;
  • педагог, работающий с детьми в режиме ДО

Место в структуре учебного цикла

плановые уроки обучения аудированию. учебного цикла

 

Технология

Педагогическая технология дистанционного дистанционного обучения:

  • созданная в оболочке Moodle;
  • в реальном режиме с помощью программы Skype.

Результат автора

Создана система аудио упражнений на базе УМК «Spotlight -6», адаптированная к работе в режиме дистанционного обучения с детьми с ОВЗ.

Условия эффективности

Наличие у педагога, работающего с детьми в режиме ДО, выраженной потребности к принятию новой формы обучения аудированию.

         Для наилучшего способа достижения  цели была адаптирована методика работы над текстом исследователя Н.В.Елухиной к использованию в режиме ДО для детей с ОВЗ. При этом были учтены этапы аудирования как деятельности:

  • Ø до прослушивания текста;
  • Ø в процессе прослушивания;
  • Ø после прослушивания

а также задачи психолого-педагогического сопровождения: разработка и внедрение в школьную практику таких условий и ситуаций, которые обеспечивали бы каждому ребенку возможности решения своих актуальных потребностей - образовательных, возрастных, индивидуально-личностных. Более наглядно это представлено в таблице:

Этап

Задача

Типы Заданий

Возможности Skype

До прослушивания текста

Снять трудности при восприятии аудиоматериалов.

1) ввод в ситуацию,
2) активизация фоновых знаний,
3) создание контекста, облегчающего понимание

Демонстрация экрана

В процессе прослушивания текста

 

Облегчить понимание и сконцентрировать внимание слушателей на важнейшей информации, передаваемой аудиоматериалами

ответы на предложенные вопросы,

- подтверждение правильности/ложности утверждений,

- подходящий заголовок к каждому из абзацев

 

Передача текстовых сообщений и файлов

 

После прослушивания текста

Включить  полученную информацию в процесс общения

1) на понимание содержания прослушанного,
2) на творческую переработку воспринятой информации,
3) на использование полученных сведений в общении и других видах деятельности.

Общение в режиме видеоконференцсвязи

 

         Проведённая внутренняя диагностика показала, что опыт применения системы работы с аудиотекстами при помощи программы Skype для обучения аудированию в режиме дистанционного обучения для детей с ОВЗ, значительно повысил степень понимания текста, отдельно взятых слов, способствовал повышению словарного запаса.

Источник взятого материала для проведения диагностики: Аудиокурс к тестовым заданиям по английскому языку для 6 класса. Ваулина Ю.Е., Дули Дж, Эванс В, Подоляко О.

        Считаем, что применение данного опыта будет полезно: учителям английского языка, работающим в системе ДО, репетиторам, проводящим уроки в режиме онлайн с использованием программы Skype,  методистам  и всем заинтересованным лицам, которым не безразличен процесс обучения по формированию навыков аудирования английской речи в режиме ДО.

Используемая литература:

  1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. – М., 2004. – 336 с.
  2.  Трофимова О.В. Состояние разработки методики обучения аудированию//Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2010. 6.- 129-132.
  3.  Елухина Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно- ориентированной методики// ИЯШ. 1989. 2. с.28-36.
  4.   Сегова Т.Д. Обучение слушанию как виду речевой деятельности в 5-6 классах: автореф.дис. …канд.пед.наук. Екатеринбург, 2006, 19 с.
  5.  Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 2008. 6.
  6. Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование. - 2006. –
  7. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1 / Под ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д., 2007.